Loading
Рыболовные магазины
Уход за лодкой
Календарь рыбака
Термины
 
На главную
Карта сайта

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

Байдарка - легкое узкое низкобортное гребное судно с острыми оконечностями, приводимое в дви­жение двухлопастным веслом.

Безопасная скорость - выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами

Бортовой огонь – огонь расположенный ниже топового, на бортах судна в местах наибольшего габарита по ширине и видимый в секторе 112,5 град. от диаметральной плоскости. Правый зеленый, левый красный.

Ватерлиния ( WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с поверхностью воды. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетным путем полному водоизмещению. Грузовая ВЛ, совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой к эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений, корпуса с затоплением отсека (отсеков).

Валовая  вместимость - полный объем всех помещений судна (в куб.метрах, регистровых то­нах ), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета. Валовая вместимость в регистровых тоннах - валовая вместимость в кубических метрах, деленная на 2,83.

Водометный движитель – мощный насос, который обеспечивает реактивную тягу судна, за счет всасывания забортной воды из под дна судна и выброса ее за кормой.

Водоизмещение  полное - водоизмещение судна (тонн), оборудованного всеми механизмами и судовыми устройствами, полностью укомплектованного экипажем и пассажирами с багажом, с полным грузом, снабженного ГСМ. водой и продовольствием до положенных норм.

Водоизмещение  порожнем - водоизмещение судна (тонн) без груза, ГСМ. воды, судовых за­пасов, а также без экипажа, пассажиров и багажа.

Водонепроницаемость - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, ди­аметр выходного отверстия которого, составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.

Высота   волны - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бас сейнов данного разряда.

Высота   борта ( Н ) - В. б. теоретическая - вертикальное расстояние, измеренное отвесно по бор­ту на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы ( до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.Б. надводного - то же, измеренное от линии предельной осадки до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.Б. надводно­го минимальная - наименьшее расстояние от грузовой WL до линии палубы или выреза в транце маломерного судна.

Высота транца - расстояние, измеряемое в диаметральной плоскости от верхней кромки траппа до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения.

Гидроцикл – бескорпусное судно

Главный   двигатель- механизм, предназначенный для приведения в действие движителей судна.

Главные размерения - характеристика наружных размеров судна.

Гребные суда - суда, имеющие в качестве движителя весла; приводятся в движение, как правило, мускульной силой.

Грузоподъемность -разность между весовым водоизмещением судна порожнем, но имеющего положенное снабжение, полные запасы ГСМ, воды, и водоизмещением судна, загруженного до грузовой WL (до плоскости WL соответствующей минимальной высоте надводного борта).

Двигатель – любое устройство для приведения движителя в движения.

Движитель – любое устройство для приведения судна в движение. Весла, паруса, гребные винты, водометы.

Дейдвудная труба - у подвесного лодочного мотора служит для крепления дейдвудного вала для передачи вращения от двигателя к винту, подачи охлаждающей жидкости и выхлопа.

Дейдвудный вал – вал передающий вращательный момент от двигателя ПЛМ к винту.

Дельные вещи – утки, кипы, талрепы, тали, блоки, полиспасты, лебедки, скобы, гаки

Деформация корпуса - изменение формы и размеров корпуса, вызванное внешними силами или др. воздействиями. Различают Д.К. общую и местную, упругую и пластичную. Д.К. пластичная - бухтины, вмятины и гофры.

Бухтина - прогиб листов обшивки, настила палубы, ограниченный соседними балками набора без их деформации.
Вмятина - такой же прогиб, но с деформацией подкрепляющего на­бора
Гофры - деформация в виде чередующихся удлиненных прогибов, образующих ребристую поверх­ность.

Диаметральная плоскость -

Диаметр циркуляции -

Дистанционное управление - дистанционные: пуск, изменение частоты и направления враще­ния, а также остановка механизмов. Д.У. подвесным лодочным мотором включает устройства для запуска (оста­новки) и поворота мотора, регулирования открытия дроссельной заслонки карбюратора и управления реверсом.

Изделие - механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования или снабжения.

Инерционный путь (выбег) – путь, проходимый судном, после прекращения работы движителя

Катер - маломерное моторное судно со стационарным двигателем.

Кокпит - вырез или углубление в палубе маломерного судна для размещения экипажа и пассажиров.

Кормовой огонь – установлен на корме ниже топового огня, и видимый в секторе 135 град.

Корпус судна - оболочечная конструкция, подкрепленная или не подкрепленная набором, обес­печивающая плавучесть, остойчивость судна, прочность, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования н снабжения, обусловленного назначением судна.

Маломерные суда – самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов.

Маломерные суда – по классификации ГИМС:

Маневренные элементы - данные, характеризующие способность судна набирать ход, удер­живаться на курсе, изменять направление движения, двигаться по инерции и останавливаться.

Место убежища - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.

Мидель - поперечное сечение корпуса судна, проходящее через середину его длины.

Мидельшпангоут - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной поперечной пло­скостью, проходящей посредине его длины по КВЛ.

Миля (морская) - единица длины при измерении расстояний в море (1852,2 м.).

Минимальная скорость - наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах

Модернизация - процесс переделки, в результате которого изменяются  главные размерения суд­на или вносятся другие изменения конструктивного характера, приводящие к изменению мореходных ка­честв, типа или назначения судна.

Мореходные качества судна - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость,  ходкость, плавность и амплитуда качки.

Моторная  лодка - моторное судно, эксплуатирующееся с подвесным лодочным мотором (моторами).

Моторная  ниша - водонепроницаемая конструкция у транца маломерного судна, образующая нишу, предназначенную для размещения подвесного лодочного мотора и обеспечения требуемой проектом  высоты надводного борта.

Мощность двигателя допустимая - предельная величина эффективной мощности ста­ционарного двигателя (подвесного лодочного мотора), с которым возможна безопасная эксплуатация ка­тера (мотолодки).

Надстройка - закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до бор­та или отстоящее от любого из бортов судна на расстоянии не более 4% ширины судна (В).

Надувное  судно - маломерное судно,  корпус которого состоит,  в основном,  из надувных элементов.

Назначение судна - в соответствии с классификацией ГИМС суда по назначению подразделяются на хозяйственные, прогулочные (спортивные) и специальные

Напряжение безопасное - напряжение электрической сети, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Значение напряжения в судовой сети или источника электроэнергии на судне не должно превышать 50 вольт при постоянном токе или 50 вольт между фазами и 30 вольт между фазами и корпусом - при переменном токе.

Несамоходное судно - судно, способное перемещаться по водной поверхности только посред­ством его буксировки или толкания.

Несудоходный  водоем - водоем, не включенный в перечень (список) судоходных внутренних водных путей страны.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву пари затоплении.

Оборудование - устройства, служащие для обеспечения работы механической установки (филь­тры, радиаторы и т.д.).

Ограниченная видимость - визуальная видимость менее 1,0 км

Освидетельствование техническое - технический контроль за объектами надзора, вклю­чающий в общем случае: проверку наличия предписанной технической документации, копий сертифика­тов (знаков) соответствия, клеймения; осмотры, измерения, проверку в действии и испытания объектов надзора; выдачу документов по результатам освидетельствования.

Основная плоскость - горизонтальная плоскость, перпендикулярная диаметральной пло­скости и плоскости мидель-шпангоута, проходящая через точку их пересечения с внутренней по­верхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с металлической обшивкой) или че­рез точку их пересечения с внешней поверхностью днищевой обшивки у киля (для судов с обшивкой из других материалов).

Остойчивость – способность судна сопротивляться крену и дифференту. Измеряется углом крена (дифферента) и начальной метацентрической высотой при незначительных углах.

Открытое (беспалубное) судно - судно, не имеющее водонепроницаемой палубы, равнопрочной с бортом.

Открытые отверстия- отверстия в палубе или бортах маломерного судна, не имеющие проч­ных водонепроницаемых закрытий.

Отсек - часть внутреннего объема корпуса маломерного судна, ограниченного днищем, бортами, про­дольными, поперечными водонепроницаемыми переборками и палубой (если она имеется) или верхней кромкой борта(если палуба отсутствует).

Палуба - водонепроницаемое горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простира­ющееся по всей их длине.

Парусное судно (парусно-моторное судно, яхта) - маломерное судно с парусным  вооружением и парусом в качестве основного судового движителя. Парусно-моторное судно, кроме того, имеет стацио­нарный двигатель или подвесной мотор.

Пассажир - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа.

Пассажировместимость - количество пассажиров, разрешенное к перевозке на маломер­ном судне.

Перегон - эпизодическое (разовое) плавание маломерного судна за пределами установленного ему района плавания (бассейна).

Переход - плавание маломерного судна в пределах установленного района плавания (бассейна).

Перпендикуляры (носовой,  кормовой)- вертикальные линии в диаметральной плоско­сти, проходящие соответственно через носовой и кормовой концы длины судна (L).

Плавучесть – способность судна

Плавучести блок - конструктивный элемент внутри корпуса маломерного судна в виде сплош­ного блока из материала,имеющего плотность менее единицы.

Плавучести запас - объем непроницаемой для воды надводной части маломерного судна, рас­положенный выше действующей  ВЛ.

Площадь парусности судна - площадь проекции надводной части корпуса, надстроек, палубного груза, парусов, рангоута и такелажа на диаметральную плоскость

Посадка судна - Положение судна относительно поверхности воды. Различают П. с креном, дифферентом и на ровный киль

Поворотливость – способность судна изменять траекторию

Поперечный набор – шпангоуты, флоры, бимсы, полубимсы

Присасывание судов – явление, возникающие, при сближении движущихся судов из-за изменения скорости потока между корпусами и, как следствие, изменения давления на борта судов со стороны сближения.

Продольный набор – киль, стрингеры, карлингсы, ребра  жесткости

Пропуск - частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной

Регистровая тонна - единица измерения вместимости судов, равная 100 куб. футам, или 2,83 куб. метра.

Реверс-редуктор - устройство стационарного двигателя предназначенное изменять направление вращения винта, и разъединять винт с двигателем

Рубка - закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4% ширины судна (В) и имеющее двери, окна или другие подоб­ные отверстия в наружных переборках.

Режим движения судна - различают следующие режимы движения судна:

Рулевой привод (румпельный, секторный, винтовой) - механизм, назначение которого заклю­чается в передаче усилий к рулю.

Рулевое устройство - устройство, обеспечивающее поворот судна. Как правило имеет: руле­вой привод, ручной штурвал, передачи (штуртросовые, цепные или иные), указатели положения пера ру­ля (аксиометры) и т.д. Различают навесные и подвесные, а также простые и балансирные.

Скоростное судно - судно, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более

Спасательные средства (индивидуальные и коллективные) - средства, входящие в снабже­ние маломерного судна, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае затопления судна и при падении их за борт (спасательные нагрудники, пояса, жилеты, круги, плотики, плоты и т.д.).

Судно лишенное возможности управления

Судно на ходу - судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели

Судно сертифицированное - маломерное судно, имеющее копию сертификата (знак) соот­ветствия, полученного изготовителем в установленном законодательством порядке.

Судовладелец - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником судна либо осу­ществляющее права владения, пользования и распоряжения им на основании, предусмотренным законом или договором и представляющее интересы свои или собственника в органах ГИМС или иных органах.

Судоводитель - лицо, имеющее необходимую для управления судном квалификацию, прошед­шее аттестацию в органах ГИМС в установленном порядке, имеющее удостоверение на право управления и непосредственно управляющее маломерным судном на ходу.

Судовой ход - часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте

Судовые системы - совокупность специализированных судовых трубопроводов с механизма­ми, аппаратами, приборами, устройствами и емкостями.

Судовые устройства - совокупность приспособлений и механизмов, обеспечивающих различ­ные потребности судна. Различают общесудовые:

Специальные устройства - (промысловые, добывающие, для проведения изыскательских, дноуглубитель­ных работ и т.д.).

 Топовый огонь - верхний ходовой огонь видимый в секторе 225 град.

Угол заливания - наименьший угол крена, при достижении которого начинается залива­ние водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.

Угол  опрокидывания - угол крена, при достижении которого под действием динами­чески приложенного кренящего момента судно опрокидывается.

Управляемость судна - способность двигаться по заданной траектории. Различают – устойчивость на курсе и поворотливость (способность изменять курс). Измеряется диаметром циркуляции (количество длин корпусов по диаметру дуги 180 град)

Устойчивость на курсе – способность судна сохранять траекторию движения

Ходкость – способность судна развивать скорость преодолевая сопротивление воды. Различают сопротивления:

Экипаж судна - коллектив людей, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопас­ность эксплуатации судна.

Эксплуатационные качества судна:

Фальшборт – борт выше уровня палубы, который обеспечивает безопасное нахождение экипажа и груза на палубе.

Циркуляция – кривая траектория движения судна при повороте. Различают тактическую и установившуюся. Т.Ц. описывается судном при перекладке руля с прямого курса и до положения поворота на 180 град. Далее судно движется по установившейся траектории, которая меньше тактической. Оптимальный угол перекладки руля 30-35 град.

Якорное устройство - включает в себя якорь, якорный трос или цепь, кипы, клюзы, кнехты,  утки и якорный ящик. Якоря подразделяют на Я. Холла,  Матросова, адмиралтейский.